«Привезите нам Машу» – российская анимация покоряет мир

Compressed file

Директор кинокомпании «Мастер-Фильм» и главного российского анимационного фестиваля Александр Герасимов рассказал о перспективах отечественной мультипликации

В конце марта 2021 года в Суздале пройдет XXVI Открытый российский фестиваль анимационного кино. Это грандиозное событие для всех деятелей анимационного искусства, крупнейший профессиональный смотр отечественной мультипликации. В марте этого года в нем приняли участие более двух тысяч человек, и с каждым годом количество фильмов и число участников неуклонно растет.

Фестиваль организуется кинокомпанией «Мастер-Фильм» совместно с администрацией Владимирской области при поддержке Министерства культуры Российской Федерации.

Каждый год оргкомитет формулирует тему смотра, которая находит свое отражение в оформлении площадок форума, плакате и заставке. Темой грядущего фестиваля станет «Время РОСТА!».

Compressed file
Генеральный директор кинокомпании «Мастер-Фильм» Александр Герасимов
Фото: gornovosti.ru

28 октября — Международный день анимации. В этой связи Россотрудничество поинтересовалось у генерального директора кинокомпании «Мастер-Фильм» Александра Герасимова, как он оценивает состояние отечественной индустрии мультипликации, правильно ли делать "перезапуск" старых героев и почему тема Фестиваля в 2021 году — «Время РОСТА!», да еще большими буквами?

— Мы стараемся придумывать такие темы, чтобы они были, с одной стороны, достаточно широкими, многогранными, а, с другой, отражали суть фестиваля и его развитие во времени. Анимация растет, а вместе с ней растет и фестиваль.

— В каком состоянии современная российская мультипликация как отрасль, если сравнивать с тем, что было в нашей стране 50 лет назад, или в сравнении с зарубежными производителями мультфильмов?

— В России в сложные 90-е годы, к счастью, не была порушена замечательная советская анимационная школа. Но поскольку при плановой экономике не существовало рынка, в том числе в сфере анимационного кино, мультипликация функционировала в условиях государственной дотации и со сформулированной задачей — делать мультики преимущественно для детей. Отсюда появились старые добрые мультфильмы, которые мы все помним и любим, и возникла школа качественной, высокохудожественной, тщательно проработанной анимации.

— Тем, кому за тридцать, по-прежнему нравятся старые «ламповые» герои, которые учат доброте и честности. А вот современным детям эти сюжеты не «по душе». Почему, у вас есть объяснение?

— Те, кому за 30, выросли на советских мультфильмах. Отсюда и любовь, и полное принятие – все мы родом из детства. Но современные дети растут в другом – цифровом – мире, сейчас совершенно другие скорости и способы подачи информации. С прежним темпоритмом фильмов ребенка уже не удержать перед экраном, я уже молчу про слово «задуматься». Но с другой стороны, отрадно, что наша культурная традиция не прерывается. И большинство современных российских проектов: «Богатыри», «Смешарики», «Фиксики», «Маша и Медведь», «Сказочный патруль» и другие по духу, культурному коду и какой-то особой энергетике — прямое продолжение знаменитой советской анимационной школы.

Другое дело, что несмотря на очень большой прирост производства в последние годы, доля отечественных мультфильмов на наших телеканалах всё еще крайне мала, и в сетке вещания преобладают зарубежные фильмы и сериалы. Причем, часто крупные корпорации еще и доплачивают нашему телевидению за то, чтобы показывали их продукцию, то есть рассматривают каналы как рекламный инструмент для продажи товаров со своими героями.

Compressed file
Кадр: видео YoutTube / Маша и Медведь

— Есть ли смысл делать современные версии классических анимационных героев?

— Вообще эта история неплохая, и в ряде случаев такая франшиза вполне может «выстрелить». Расчет продюсеров, которые «перезапускают» старый хит, строится на том, что родители будут с большей охотой включать детям мультфильм, который они помнят и любят с детства, и считают его добрым и безопасным – что очень важно.

И второй момент – это персонажи. Ведь создать героя, который бы жил десятилетиями (как Шварцман – Чебурашку или Дисней — Микки-Мауса) крайне непросто. А тут они уже готовые и проверенные временем.

Кстати, римейки делают и американцы. Берут старых любимых анимационных героев, фильмы и переснимают, даже в виде игровых картин.

Если говорить о нашей стране, то, например, сейчас Союзмультфильм делает новое Простоквашино. Им непросто. Советский фильм был сделан в классической рисованной технологии и на высочайшем уровне, а это очень дорогое производство, требующее привлечения многих высококлассных специалистов. И темпы совершенно другие: в СССР плановое производство одной 10-минутки длилось 9 месяцев, а сейчас за это же время нужно сделать минимум 20 таких фильмов.

Compressed file
Персонаж Волка из "Ну, погоди!"
Фото: kinoistoria.ru

– Должны ли современные российские мультфильмы нести какую-то идеологию детям?

– Я бы не стал говорить про идеологию. Скорее, в лёгкой, ненавязчивой форме прививать ребенку общечеловеческие ценности: ценить дружбу, уважать старших, слушаться родителей, не совершать плохих поступков и т.д. То есть, придерживаться принципа «развлекая – поучай».

– Как российская анимация сегодня должна отвечать на извечные вопросы крохи из «Что такое хорошо и что такое плохо?». Если оперировать категориями глобальных ценностей, сегодня ответы советских мультфильмов подходят или нет?

– Да, должна отвечать на эти вопросы, и именно тем языком и теми художественными средствами, которые будут наиболее понятны целевой аудитории. Поскольку уровень восприятия, например, 6-и и 10-летнего ребенка совершенно разный. Чего уж там говорить о тинейджерах...

Я рад и горд за сегодняшнее состояние российской анимации. Она на подъеме. У нас окрепла индустрия, мы уже выходим в мир с нашими проектами. Наш безусловный «локомотив» – это «Маша и Медведь», который покорил более сотни стран. В одном из интервью я видел, как высокопоставленный иностранец в ответ на вопрос, что его дети попросили привезти из России, ответил: «В нашей семье очень любят ваш мультфильм «Маша и Медведь». Привезите нам Машу».

 

Беседовал Олег Осипов